Свобода выбора получения образования

Принципы государственной образовательной политики

Свобода выбора получения образования

Функция по формированию системы образования принадлежит государству. Данная функция заключается в следующем:

  • построение структуры образования;
  • определение основных принципов ее функционирования;
  • выбор направления (перспектив) развития.

Главную роль в сфере образования играют принципы государственной политики. Этими принципами регламентируется работа всех образовательных учреждений и органов управления образованием в Российской Федерации. Образовательные программы обязательно должны отвечать данным принципам.

Принципы государственной политики в сфере образования отражены в Законе “Об образовании в Российской Федерации”. Они заключаются в следующих двенадцати положениях:

  • приоритетность образования;
  • обеспечение права каждого человека на образование, отсутствие дискриминации в сфере образования;
  • гуманистичность образования, приоритетность жизни и здоровья человека, учет прав и свобод личности, возможность свободного развития личности, воспитание в человеке взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности, культуры права, экологической культуры, рационального использования природных ресурсов;
  • единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнических и культурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;
  • возможность интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
  • светское образование в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • свобода выбора при получении образования, учитывая склонности и потребности человека, обеспечение условий для самореализации человека, развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
  • обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
  • автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
  • демократический характер управления образованием, обеспечение равных прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
  • отсутствие ограничений и здоровая конкуренция в сфере образования;
  • баланс государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрим основные из этих принципов подробнее.

Принцип приоритетности образования

Приоритетность образования заключена в самой его сущности. Образование должно быть направлено на воспитание самостоятельного, способного к самостоятельному размышлению гражданина, принимающего активное участие в развитии окружающего социума.

Образовательный процесс должен способствовать культурному развитию личности и, основываясь на равенстве возможностей, помогать человеку развивать свои способности и формировать личное мнение.

Цель образования – сформировать личность, соблюдающую морально-нравственные нормы принятые в обществе и готовую принять на себя социальную ответственность.

В конце ХХ века приоритетность образования являлась в Российской Федерации формальной и не реализовывалась на практике. На сегодняшний день ситуация в значительной степени меняется. Ведется большая работа.

В частности установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, которые отражают последние достижения науки. Особое внимание уделяется финансированию образовательных учреждений, за последнее время оно заметно выросло. В большинстве школ оборудованы компьютерные классы и выход в сеть Интернет.

Строятся новые школы, вузы, техникумы. Это только первые шаги в выводе образования на приоритетные позиции.

Право на образование

Право на образование закреплено не только в законе «Об образовании», но и в Конституции РФ.

Право на образование имеет каждый гражданин РФ. В данном случае недопустима какая-либо дискриминация по половому, расовому, национальному, языковому признаку.

Человек имеет право получить образование независимо от места проживания, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, должностного и имущественного положения, наличия судимости.

Гуманистичность образования

Гуманистичность образования заключается в признании высшей и безусловной ценности всех участников образовательного процесса. Главным приоритетом этого процесса является личность.

Реализация принципа гуманистичности обучения не может обойтись без следующих составляющих:

  • личностно-центрированного подхода к обучению;
  • ориентации на личностный рост и саморазвитие личности;
  • отношения к обучаемому, как к субъекту самостоятельной работы и творчества;
  • создание атмосферы доброжелательности, доверия и взаимоуважения между участниками образовательного процесса.

Единство образовательного пространства

Основным инструментарием для обеспечения единства образовательного пространства в Российской Федерации служат федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и федеральные государственные требования.

ФГОСы определяют требования к структуре основных образовательных программ, а так же к условиям реализации и результатам их освоения.

Стандарты должны обеспечить преемственность образовательных программ и, одновременно, вариативность их содержания.

Следует отметить подводные камни данного положения. ФГОС подразумевают вариативность программ и при этом не закрепляют объема знаний, которые нужно усвоить ученику.

описано общими словами и, хотя этот объем должен обеспечивать возможность продолжения образования на следующем уровне, в стандартах следующего уровня тоже отсутствует четко прописанное содержание. Соответственно, стандарт не может обеспечить единый уровень знаний по конкретным учебным дисциплинам.

На одном и том же этапе образования могут дать совершенно разный уровень знаний. Насколько разный? Как захочет или сможет образовательное учреждение, как захочет или сможет получить учащийся.

Светское образование в светском государстве

Светскость образования определяется соблюдением следующих правовых критериев:

  • недопустимость установления какого-либо мировоззрения, в том числе религиозного, в качестве обязательного в образовательных учреждениях;
  • недопустимость вмешательства религиозных и общественных объединений в управление любыми образовательными учреждениями;
  • недопустимость передачи религиозным и общественным объединениям полномочий и функций администраций государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести и слова;
  • недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
  • недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов;
  • недопустимость направленности образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа.

Принцип светскости образования – это реализация человеком свободы совести, обеспечение свободы выбора мировоззрения и устранение угрозы дискриминации по религиозным убеждениям.

Государство и образование

Государственная политика имеет важное значение в различных областях жизни общества. Но в образовании она должна быть особенно четкой и последовательной. От грамотного вмешательства государства в данную сферу жизни и формирования общества зависит насколько мыслящее, конкурентоспособное общество будет создано на территории Российской Федерации.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/principy_gosudarstvennoy_obrazovatelnoy_politiki/

Свобода выбора получения образования

Свобода выбора получения образования

Ведь многие из них понимают, что они делают в некотором роде судьбоносный выбор, от которого зависит, какие дисциплины они будут штудировать в ближайшие пять лет, без особых возможностей что-то изменить, и насколько им в будущем пригодятся знаний и навыки, приобретенные за годы обучения в ВУЗе.

Согласитесь, что это достаточно тяжелый вызов для 17-18-летних личностей, которые, в большинстве случаев, очень сложно назвать полностью сформированными и развитыми.

В результате, на постсоветском пространстве повсеместно можно встретить высококвалифицированных инженеров, педагогов, филологов или юристов, которые работают где угодно, но только не в той сфере, изучению которой они посвятили пять лет своей жизни.

Важно

Консерватор: Нам надо сократить пенсии, сделать систему более эффективной и увеличить пенсионный возраст для её спасения.

Либертарианец: Несостоятельность системы социального обеспечения требует от нас покончить с ней, предоставив пожилым работникам и пенсионерам выбор: выплата единовременной крупной суммы или ежегодные выплаты по страховке вместо будущих пенсий по существующей Системе Социального Обеспечения.

Избавление от несостоятельной системы облегчит налоговое бремя более молодым работающим и поможет избежать экономического коллапса, который наверняка наступит из-за растущих налогов.

(См.

Например, в странах с мусульманским вероисповеданием принципы образования существенно отличаются от христианских.

Внимание

В-четвертых, на характер системы образования существенно влияют исторический опыт и национальные традиции.

Наконец, образование зависит от политики властных структур (финансирование, социальный заказ и т.п.).

Факторы, определяющие систему образования, динамичны, поэтому и системы образования периодически реформируются, чтобы удовлетворить запросы как общества, так и личности.
Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого в 1992 г.
(существенные поправки в него внесены в 1996 г.).

Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека

Что касается практической составляющей обеспечения этого права, то его финансирование по остаточному принципу, в десятки раз меньшее, чем процент от ВВП, выделяемый на образование в лучшие годы существования Советской власти, не подтверждает фактического выполнения этого принципа.
А вот второй принцип может быть поддержан. Он запрещает дискриминацию в сфере образования (п.
2).

На наш взгляд, это означает неукоснительное обеспечение конституционного права каждого на образование и ответственность родителей за получение образования их несовершеннолетними детьми.

Механизм реализации этого принципа, помимо настоящего Закона, заложен ч.
1 ст. 5.35

КоАП РФ. Несмотря на незначительный штраф, налагаемый этой нормой на виновное лицо,*(12) сам факт установления такой ответственности показателен.

Во исполнение ст.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность Правительства России ежегодно предоставлять Федеральному Собранию Российской Федерации, а также публиковать в сети «Интернет» его доклад.

На наш взгляд, комментируемая норма весьма далека от совершенства.

Во-первых, в ней не чётко указан предмет доклада: «о реализации государственной политики в сфере образования».

Поскольку в соответствии с п. «в» ст.

114 Конституции Российской Федерации выработка такой политики и так возложена на Правительство России, у него есть большой соблазн выработки такой политики, о которой можно отчитаться, а не такой, которая необходима российскому обществу.

Во-вторых, предоставление отчёта, очевидно, предполагается в письменном виде, поскольку Конституция России не предусматривает возможности совместного заседания Палат парламента для его заслушивания.

Не забывают авторы Закона и об обеспечении такого конституционного права человека, как свобода преподавания (ч.
ст. 44

Основного закона). В рамках реализации этого права педагогическим работникам предоставляется свобода в выборе форм обучения, а также методов обучения и воспитания.

Также важным принципом современного образования является его непрерывность (п.

8). Закон гарантирует его получение на протяжении всей жизни, но с учётом индивидуальных способностей и потребностей человека. Одним из главных принципов деятельности учебных заведений Западной Европы, Северной Америки и других цивилизованных государств на протяжении столетий является так называемая «университетская автономия».

Свобода выбора получения образования это

Такой подход к обучению дает возможность студентам убедиться в правильности выбора профессии задолго до окончания ВУЗа или разочароваться в ней и быстро переквалифицироваться.

Кроме того, работа в университетском офисе позволяет выпускнику позиционировать себя, как опытного специалиста, что дает возможность американскому студенту сразу же после получения диплома претендовать именно на ту должность, о которой он мечтал.

Вместо заключения После изучения особенностей американской системы образования можно сделать однозначный вывод: без глобальных изменений в российской системе образования, которые обеспечат свободу выбора дисциплин нашим студентами, и проведения правильного менеджмента руководителями ВУЗов, потенциал нашей страны невозможно реализовывать в полной мере.

Свобода выбора получения образования согласно склонностям и

Государственные школы это сплошное принуждение. Во-первых, существуют законы об обязательном посещении школ.

Эти законы считают преступлением уклонение родителей от записи детей от 6 до 17 лет в школу.

Во-вторых, принудительной является вся система финансирования налогами.

Обязательное посещение школы наряду с обязательным финансированием устанавливают защищаемую государством монополию в этом виде услуг. Как всегда в монопольном бизнесе, публичные школы ужасно неэффективны и дороги, и не особенно интересуются пожеланиями или состоянием потребителей.

Потребители (родители и ученики) не могут уклоняться от их услуг, даже когда им очень не нравится то, что происходит в школе.

Остальные (налогоплательщики) не могут уклоняться от оплаты государственных школ, даже если они не пользуются их услугами и считают, что от них больше вреда, чем пользы.

Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям

Перечень всех учебных материалов Государство и правоДемографияИсторияМеждународные отношенияПедагогикаПолитические наукиПсихологияРелигиоведениеСоциология 1.1.

Сущность и принципы системы образования Система — целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

Система образования — совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов.

В соответствии с Законом «Об образовании» в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.

Чем же определяются особенности и уровень развития системы образования? Прежде всего, развитием производства. Именно оно определяет требования к типу работника, уровню его образования. Во-вторых, уровнем развития культуры в широком ее смысле и науки в частности.

В-третьих, особенностями форм общественного сознания: идеологией, моралью, религией.

Свобода выбора получения образования пример

А вот в США ситуация кардинально противоположная – практически все выпускники ВУЗов в дальнейшем всю жизнь работают по выбранной в школьные годы специальности, и крайне редко сожалеют о сделанном выборе.

Как американцам удается этого добиться? Чтобы узнать это, предлагаем вам ознакомиться с особенностями профориентации американской образовательной системы.

Профориентация на практике: все дело в личном опыте Огромное отличие между российским образованием и образованием в США является возможность выбора индивидуальных учебных программ – в Америке, студенты могут лично выбирать учебные дисциплины.

То есть, если вас заинтересовал определенный курс, можете сначала, расспросить о нем у студентов, которые его уже выбрали.

Свобода выбора получения образования включает

В-третьих, мы сталкиваемся с принуждением относительно предметов, преподаваемых в школе.

Это объясняет, почему нет конца-края битвам вокруг молитв в школе, полового воспитания, теории сотворения мира и теории эволюции, содержания учебников, и вокруг того, какие книги разрешать для школьных библиотек.

Текущие учебники тяготеют к мешанине из аморфных материалов в результате того, что издатели и школьные власти пытаются удовлетворить и не раздражать учебником разнообразные групповые интересы.

В-четвёртых, мы сталкиваемся с принуждением относительно того, кто может учить.

Наши действующие законы позволяют преподавать лишь определённым лицам с определёнными показателями. Например, учитель публичной школы, являющийся гомосексуалистом, будучи раскрытым, скорее всего быстро останется без работы.

Источник: https://zakon52.ru/svoboda-vybora-polucheniya-obrazovaniya/

Свобода выбора в образовании: американский опыт

Они могут охарактеризовать материал, охватывающий этот курс, желаемый background, который необходим для этого курса, и даже посоветовать, какой профессор преподает выбранную дисциплину лучше. Тем более, что в американских учебных заведениях, как правило, один курс параллельно читают сразу два профессора.

Важно Если у вас все еще остались вопросы относительно того, будет ли этот курс полезным и по силам ли он для вас, то можно обсудить этот вопрос непосредственно с профессором, который преподает дисциплину. Достаточно часто профессор предлагает сомневающемуся студенту взять подготовительный или альтернативный курс, который охватывает базовый материал, или же позволяет выбрать свободную форму обучения (иными словами, студент может посещать занятия и слушать лекции, без последующего участия в экзаменах и получения оценок).

Реформа среднего образования: нужна ли школьнику свобода выбора?

Что касается практической составляющей обеспечения этого права, то его финансирование по остаточному принципу, в десятки раз меньшее, чем процент от ВВП, выделяемый на образование в лучшие годы существования Советской власти, не подтверждает фактического выполнения этого принципа. А вот второй принцип может быть поддержан. Он запрещает дискриминацию в сфере образования (п.
2). На наш взгляд, это означает неукоснительное обеспечение конституционного права каждого на образование и ответственность родителей за получение образования их несовершеннолетними детьми. Механизм реализации этого принципа, помимо настоящего Закона, заложен ч.
1 ст. 5.35 КоАП РФ. Несмотря на незначительный штраф, налагаемый этой нормой на виновное лицо,*(12) сам факт установления такой ответственности показателен. Во исполнение ст.

Принципы гуманистической педагогики оказалось не так просто применять на практике: в процессе работы понимаешь, что у самих учеников нет большого желания ввязываться в исследование — все изначально уверены в существовании одного правильного ответа.

Например, когда я предложила задание, успех выполнения которого зависел в первую очередь от способности объяснить и доказать свою точку зрения, некоторые просто не смогли меня понять: как может быть такое, что правильно можно доказать практически любую точку зрения? Вера во всемогущий Правильный Ответ настолько фундаментальна, что поколебать ее очень трудно.

Я также обратила внимание, что вопрос, на который ученик сразу не знает «правильный» ответ, редко вызывает желание его искать.

Ретроспективный её анализ показывает, что есть этапы развития, на который возникают вопросы соответствия действующих образовательных технологий постоянно совершенствующемуся и меняющемуся уровню научно-технического прогресса, а также уровню социально-экономического развитию общества. При таком противоречии педагоги разрабатывают и внедряют в систему образования новые (инновационные) методы обучения.

Автор24 — это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.

Свобода выбора в образовании: американский опыт, Условия и тонкости

Свобода выбора получения образования

На постсоветском пространстве повсеместно можно встретить высококвалифицированных инженеров, педагогов, филологов или юристов, которые работают где угодно, но только не в той сфере, изучению которой они посвятили пять лет своей жизни. А вот в США ситуация кардинально противоположная. Как американцам удается этого добиться? Чтобы узнать это, предлагаем вам ознакомиться с особенностями профориентации американской образовательной системы.

Наверно, у каждого из нас в детстве взрослые из любопытства спрашивали: “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?”.

Помните ли вы, как легко было отвечать на этот вопрос – космонавтом, телеведущим, футболистом? Однако в школе каждому из нас, по-видимому, объяснили, что космонавтом могут стать единицы, востребованных и популярных телеведущих всего 8-10 на каждом из каналов, а на футбольное поле выходят только 22 игрока (не говоря уже о том, что ведущих футболистов можно на пальцах пересчитать). Поэтому, когда приходит время выбирать направление подготовки в ВУЗе, школьники теряются и долго не могут определиться с будущим направлением деятельности.

Ведь многие из них понимают, что они делают в некотором роде судьбоносный выбор, от которого зависит, какие дисциплины они будут штудировать в ближайшие пять лет, без особых возможностей что-то изменить, и насколько им в будущем пригодятся знаний и навыки, приобретенные за годы обучения в ВУЗе.

Согласитесь, что это достаточно тяжелый вызов для 17-18-летних личностей, которые, в большинстве случаев, очень сложно назвать полностью сформированными и развитыми.

В результате, на постсоветском пространстве повсеместно можно встретить высококвалифицированных инженеров, педагогов, филологов или юристов, которые работают где угодно, но только не в той сфере, изучению которой они посвятили пять лет своей жизни.

А вот в США ситуация кардинально противоположная – практически все выпускники ВУЗов в дальнейшем всю жизнь работают по выбранной в школьные годы специальности, и крайне редко сожалеют о сделанном выборе. Как американцам удается этого добиться? Чтобы узнать это, предлагаем вам ознакомиться с особенностями профориентации американской образовательной системы.

Профориентация на практике: все дело в личном опыте

Огромное отличие между российским образованием и образованием в США является возможность выбора индивидуальных учебных программ – в Америке, студенты могут лично выбирать учебные дисциплины. То есть, если вас заинтересовал определенный курс, можете сначала, расспросить о нем у студентов, которые его уже выбрали.

Они могут охарактеризовать материал, охватывающий этот курс, желаемый background, который необходим для этого курса, и даже посоветовать, какой профессор преподает выбранную дисциплину лучше. Тем более, что в американских учебных заведениях, как правило, один курс параллельно читают сразу два профессора.

Если у вас все еще остались вопросы относительно того, будет ли этот курс полезным и по силам ли он для вас, то можно обсудить этот вопрос непосредственно с профессором, который преподает дисциплину.

Достаточно часто профессор предлагает сомневающемуся студенту взять подготовительный или альтернативный курс, который охватывает базовый материал, или же позволяет выбрать свободную форму обучения (иными словами, студент может посещать занятия и слушать лекции, без последующего участия в экзаменах и получения оценок).

Также в американском образовании интересно то, что студенты имеют возможность изменять свою специальность в процессе обучения. Вы абсолютно не привязаны к какому-то институту, кафедре или группе, и можете попробовать себя в разных сферах знаний. И американское образование идеально подходит для этого.

Презентация полученных знаний – основа профессиональной подготовки

Большое внимание в американском образовании уделяется способности студентов прорабатывать, критически анализировать и презентовать информацию.

Финальной частью большинства программ обучения является так называемое «Literature study», в рамках которого студент должен проработать научные статьи, имеющие отношение к изучаемому материалу, рассмотренного в течение курса, и презентовать его своим одногруппникам.

Опять же, студенты имеют полную свободу в выборе темы своей презентации. Как правило, обучающиеся выбирают темы, смежные с их научной работой или же глубже раскрывают материал из курса, который их больше всего заинтересовал.

Чтобы у студента не возникло желания выполнить свою работу “для галочки”, американские ВУЗы практикуют начисление баллов, количество которых зависит от активности сокурсников в обсуждении подготовленного материала (то есть, чем больше одногруппников не спит на протяжении вашей презентации, внимательно вас слушает и задает обоснованные вопросы по вашему докладу, тем больше баллов вы получите).

Также достаточно часто финальный экзамен по изучаемой дисциплине содержит вопрос из студенческих презентации, поэтому в процессе подготовки к тестированию студенты вынуждены принимать участие в коллективных дискуссиях и регулярно повторять учебный материал.

Университетские офисы – неотъемлемая часть профподготовки

Одной из ключевых проблем российского образования, кроме, конечно же, коррупции и бюрократии, является неумение университетов использовать свой главный ресурс – студентов.

Студенты в США имеют множество возможностей «Work on campus» – работать на университет.

При университете действует целый ряд офисов, в которых они не только зарабатывают для ВУЗа, но и оттачивают свои профессиональные навыки.

Например, если вы изучаете компьютерную инженерию или имеете навыки в этой отрасли, то можете работать в компьютерном сервис-центре, филологи могут работать в отделе международных отношений университета, механики заниматься ремонтом и обслуживанием университетского оборудования. Именно так, путем решения практических проблем, начиная с университетской парты, на базе американских ВУЗов готовятся лучшие специалисты в мире.

Такой подход к обучению дает возможность студентам убедиться в правильности выбора профессии задолго до окончания ВУЗа или разочароваться в ней и быстро переквалифицироваться.

Кроме того, работа в университетском офисе позволяет выпускнику позиционировать себя, как опытного специалиста, что дает возможность американскому студенту сразу же после получения диплома претендовать именно на ту должность, о которой он мечтал.

Вместо заключения

После изучения особенностей американской системы образования можно сделать однозначный вывод: без глобальных изменений в российской системе образования, которые обеспечат свободу выбора дисциплин нашим студентами, и проведения правильного менеджмента руководителями ВУЗов, потенциал нашей страны невозможно реализовывать в полной мере. А он у нас огромный!

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1021_svoboda-vybora-v-obrazovanii-amerikanskiy-opyt.html

Территория права
Добавить комментарий