Закон об образовании когда был принят

История нового закона об образовании

Закон об образовании когда был принят

Первые указы, регулирующие сферу образования, появились в Российской империи в XVIII веке. Открывались новые для нашей страны учебные заведения: университеты и корпуса, училища и школы. Все это требовало особого законодательного управления. Образование было преимущественно сословным, платным и позволить его могли лишь немногие граждане России.

Переломными стали 20-е годы XX века, когда в Конституции нового советского государства впервые было провозглашено всеобщее право на бесплатное образование.

Статья 45 утверждала обязательное среднее образование молодежи, развитие профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, развитие заочного и вечернего образования, предоставление государственных стипендий и льгот, бесплатную выдачу школьных учебников и пр.

Несколько десятков постановлений советского правительства регулировали разные сферы педагогической и управленческой деятельности на всех уровнях. При этом СССР добился значительных успехов за несколько десятков лет: в стране почти 100% грамотность населения и одна из лучших систем образования в мире.

Образование в новой России регулировалось законом «Об образовании», который был принят в июле 1992 года. Чуть позже, в 1996 году, вышел и другой закон — «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для своего времени эти документы считались весьма прогрессивными: образовательные учреждения получили свободу, избавились от «штампованных» советских программ…

Но почти за 20 лет законы неоднократно «перекраивали»: с 2002 года было внесено более 200 поправок, объем которых превзошел текст самих документов. По мнению экспертов, существующие законы устарели и перестали соответствовать преобразованиям в стране, особенно после вступления России в Болонский процесс.

Образовательный «кодекс»

Несколько лет назад было решено создать принципиально новый, интегрированный закон, в который бы вошли все поправки, накопившиеся за последние годы.

В результате рабочая группа под руководством Минобрнауки подготовила первый вариант закона «Об образовании в Российской Федерации».

Исходный текст был опубликован в мае 2010 года на сайте Министерства образования и науки РФ и обсуждался среди образовательного сообщества в течение полугода в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе и Союзе ректоров России.

Отредактированный вариант законопроекта решено было открыть для общественного обсуждения на специальном сайте (zakonoproekt2010.ru). В результате обсуждение документа растянулось на несколько лет. К авторам документа с поправками обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных обращений.

31 декабря 2012 года, спустя почти три года, новый закон был официально опубликован. В силу он вступит с 1 сентября 2013 года.

Плюсы и минусы нового закона

Итак, в чем же заключается новшество закона «Об образовании»?

Бесплатное образование, в том числе, высшее, теперь можно получить не только в государственных, но и негосударственных образовательных учреждениях (если у них есть гос. аккредитация).

Образование без дискриминации. Заявлена цель сделать качественное образование доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. В том числе, посредством организации инклюзивного образования.

Результаты ЕГЭ действительны 4 (четыре) года, следующие за годом получения свидетельства. Ранее эта цифра составляла только 18 месяцев. При этом, экзамен можно пересдавать ежегодно и выбирать для поступления в вузы наиболее высокие результаты.

Старшеклассники могут самостоятельно выбирать учебные курсы, как в своей школе, так и вне её с использованием электронного обучения. Закон установил право использовать в образовании модульные и дистанционные технологии, электронное обучение, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций.

Одни из наиболее важных изменений касаются правил поступления в вузы. Многочисленные категории льготников, которые ранее пользовались правом зачисляться в вуз вне конкурса, получат возможность бесплатно учиться на подготовительных отделениях. Конкурсный отбор для них будет проходить в обычном порядке.

Уходит в историю начальное профессиональное образование. Среднее и высшее профессиональное образование, в свою очередь, будут максимально интегрированы. Более того, условия поступления в колледжи и техникумы будут упрощены — вступительные испытания останутся по нескольким направлениям.

Вводится понятие «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, при которой у педагога появляется заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы.

Проект закрепил высокий статус главных российских университетов: МГУ и СПбГУ. Как и федеральным и национально-исследовательским университетам, им дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.

Источник: http://edu.glavsprav.ru/spb/law/history

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Закон об образовании когда был принят

Бесплатная юридическая консультация

+7 (499) 653 61 48 Москва

+7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года

Включает все изменения до 6 марта 2019 г.

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г.

N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.

Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2019, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Глава 1 Общие положения законаГлава 2 Система образованияГлава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельностьГлава 4 Обучающиеся и их родители (законные представители)Глава 7 Общее образованиеГлава 8 Профессиональное образованиеГлава 9 Профессиональное обучениеГлава 10 Дополнительное образование

  • Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
  • Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
  • Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
  • Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
  • Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
  • Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
  • Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
  • Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 14 Международное сотрудничество в сфере образованияГлава 15 Заключительные положения закона

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018-2019. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране.

Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Источник: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Федеральный закон об образовании в РФ: статьи, содержание и комментарии

Закон об образовании когда был принят

Закон об образовании в РФ – 273 ФЗ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, он полностью регулирует сферу образования в нашей стране.

Для руководителей образовательных учреждений этот документ является настольной книгой, своего рода Библией, которую они обязаны знать и неукоснительно соблюдать все положения.

Желательно, чтобы и родители, и учащиеся различных образовательных учреждений также познакомились с основными положениями Закона.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно разобрать подробно весь Закон, каждый его пункт. Мы разберем ключевые, самые важные положения, которые могут помочь многим потребителям образовательных услуг, т. к. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» применяется в детских садах, школах, колледжах, университетах и др.

Основные понятия

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, совокупность приобретаемых знаний, умений, опыта, нравственных ценностей, установок. Цель – формирование всесторонне развитого гражданина, имеющего высокое интеллектуальное, физическое, культурное, духовно-нравственное развитие.

Ошибочно полагать, что образование заключается только в получении информации. Здесь мы неверно оперируем терминами.

Обучение – целенаправленное приобретение знаний, умений, навыков.

Воспитание – процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, в результате которого должно произойти освоение общепринятых правил и норм.

Образование включает в себя обучение (приобретение знаний и умений), воспитание (освоение общепринятых норм), физическое развитие.

Педагог: понятие, требование к образованию

Педагогический работник – это лицо, которое осуществляет образовательный процесс. Он состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией, выполняет определенные должностные обязанности, получая за это заработную плату.

До того как ФЗ Закон «Об образовании в РФ» был принят, не было на законодательном уровне каких-либо ограничений для принятия на должность учителя в школе, воспитателя в детском саду. В школе вполне нормально было увидеть учителем человека, который сам с трудом ее закончил в свое время.

При отсутствии профессиональных кадров, при низкой оплате труда учителей мало кто шел в педагогические вузы. Проблему усугубляет очень низкий процент выпускников, решивших связать свою жизнь с образовательными учреждениями.

Сегодня ситуация иная: закон «Об образовании в РФ» устанавливает запрет заниматься педагогической деятельностью лицам, не имеющим соответствующей квалификации. В ст.

46 Закона прямо установлено, что право быть работником образования имеет лицо, которое закончило среднее специальное или высшее учебное заведение. Одного образования недостаточно.

Необходимо еще будет пройти дополнительную специализацию «Педагогика», если вуз или ссуз претендента не педагогический.

Документ об образовании

Закон «Об образовании в РФ» предполагает выдачу подтверждающих документов (аттестат, диплом) за прохождение следующих ступеней образования:

  1. Основное общее.
  2. Среднее общее.
  3. Начальное профессиональное.
  4. Средее профессиональное.
  5. Высшее образование – бакалавриат.
  6. Высшее образование – специалитет.
  7. Высшее образование – магистратура.

Система образования

Закон «Об образовании РФ» (последняя редакция) содержит иерархию основных компонентов в единой системе образования:

  1. Федеральные государственные стандарты и инструкции – это нормативные документы, по которым обязаны осуществлять образовательную деятельность школы, институты, колледжи и др. Не имеет значение статус образовательной организации: коммерческая, бюджетная, казенная – если она имеет лицензию на выдачу соответствующих документов, то обязана осуществлять обучение на основе стандартов.
  2. Непосредственная реализация обучения: образовательные организации, педагогические сотрудники, обучающиеся, законные представители.
  3. Федеральные государственные органы, органы власти субъектов, осуществляющих контроль. роль принадлежит Федеральной государственной службе по надзору в сфере образования (Рособрнадзор). В регионах эту функцию выполняют министерства образования регионов. Они следят за выполнением государственных стандартов в образовательных учреждениях.
  4. Организации, обеспечивающие образовательную деятельность. В районах финансированием бюджетных школ занимаются районные комитеты по образованию. Также они проводят оценочную деятельность на подконтрольной территории всех школ.
  5. Объединения физических или юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Ярким примером служит профсоюз педагогических работников.

Цели федеральных государственных стандартов

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» ключевое место отводит федеральным государственным стандартам. Они выполняют следующие задачи:

  1. Единство образования. Из этого следует, что на территории всей страны учащиеся получают идентичный уровень образования, что означает равенство возможностей.
  2. Преемственность. Несмотря на динамичное развитие и реформирование системы образования, введение новых стандартов и требований, ключевая задача – сохранить преемственность. Нельзя каждый год полностью уничтожать всю систему в угоду сиюминутной политической или экономической выгоде.
  3. Вариативность. Несмотря на единство образования в целом, закон об образовании в РФ исключает жесткие тоталитарные рамки единства при его получении. В зависимости от способностей, желания, времени создаются различные варианты достижения тех или иных задач.
  4. Гарантия. Следует, что государство контролирует единство образования на всей территории страны.

Учиться можно дома! Формы обучения

Это трудно представить советскому человеку, но Федеральный Закон «Об образовании в РФ» предусматривает обучение не только в образовательных учреждениях. Статья 17 перечисляет допустимые формы обучения:

  1. В традиционной форме – в специализированных образовательных учреждениях.
  2. В альтернативной форме – вне специализированных образовательных учреждений.

Традиционная форма подразделяется на:

  1. Очную.
  2. Заочную.
  3. Очно-заочную.

Дистанционное обучение набирает популярность в наше время. В век информационных технологий стало реальностью посещение музеев, театров, редких выставок на другом конце планеты, не выходя из дома. Информационно-коммуникационные технологии проникли и в обучение.

Закон «Об образовании РФ» – новый закон. Однако он не выделяет дистанционное образование в отдельную категорию. Ученик находится дома, готовится по индивидуальному графику, прослушивает лекции дистанционно, при помощи коммуникационных каналов связи. Следовательно, дистанционное образование относится к категории заочного обучения.

Альтернативная форма

Ребенка необязательно посылать сегодня в школу для получения аттестата о среднем образовании. Закон «Об образовании в РФ» допускает такую возможность. Кроме того, государство выделяет деньги на альтернативные формы обучения на каждого ребенка.

Виды

Получение аттестата вне школы подразделяется на два вида:

  1. Семейное образование.
  2. Самообразование.

Семейное образование предполагает переложение функции обучения на семью. Именно за подобную форму государство выплачивает компенсацию. Конечно, школы очень болезненно на это реагируют.

Это и понятно: никто не хочет оставаться без зарплаты. Судебная практика показывает, что суды полностью на стороне родителей.

Средняя компенсация за ученика среднего и старшего звена составляет около 10 тыс. рублей.

Проблема привлечения детского труда в качестве уборщиков

Дежурство по школе – традиция, которая досталась нам из советского прошлого. Многие родители до сих пор не видят проблемы в мытье полов детьми в рамках дежурства по школе. Однако 34 статья Закона прямо предусматривает согласие родителей на подобное привлечение ребенка к труду.

Обязательными являются занятия по технологии и трудовому обучению. Именно на них учеников на законных основаниях, в соответствии с федеральными государственными программами, обязаны привлекать к труду: шитье, готовка, обработка древесины. Все остальное – только по желанию родителей.

Итоги

Итак, основной закон, который регламентирует сферу образования, – Федеральный Закон «Об образовании РФ». Статьи его содержат описание организации образовательного процесса, компетенций местных органов власти, форм и видов образования, правил итоговых аттестаций и др. Наиболее интересные моменты данного Закона мы разобрали в статье.

Источник: https://FB.ru/article/297940/federalnyiy-zakon-ob-obrazovanii-v-rf-stati-soderjanie-i-kommentarii

О законе «об образовании» и его авторах

Закон об образовании когда был принят

Для российского общества важны не только «новеллы» интегрированного закона «Об образовании», вступившего в силу 1 сентября, но и способ его подготовки. Это первый и единственный закон, принятый по результатам масштабного и детального общественного обсуждения. Аналогов в нашей стране нет и, скорее всего, еще долго не будет

Идея разработки интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации», появившаяся в середине 2000-х годов, была предельно простой.

В 1992 году принят закон об образовании вообще, в 1996 году – отчасти дублирующий его закон о высшем и послевузовском образовании.

 С тех пор они обросли поправками, накопились противоречия, так что нужно привести все имеющиеся нормы к единому знаменателю в интегрированном документе. А заодно вписать туда созревшие к тому времени идеи модернизации образования.

Стоит заметить, что точечные изменения в образовательной отрасли проводились через поправки к действующим законам все последние двадцать лет – дожидаться «большого» закона не было смысла.

Достаточно вспомнить так называемый «закон о ЕГЭ» 2008 года, «закон о стандартах» 2007 года, исключивший содержание образования (темы, необходимые для изучения) из стандартов всех уровней, или поправки, позволявшие частным вузам участвовать в распределении бюджетных мест.

На этом фоне меркнут даже самые значимые «новеллы» интегрированного закона – новации, необходимые «здесь и сейчас», власть и так узаконивала более-менее оперативно.

Активная фаза обсуждения интегрированного закона началась в 2010 году. И сразу же дал о себе знать известный стереотип мышления, что государство только и думает, как бы обидеть сферу образования.

На первых этапах информация из официальных источников была тоскливой и невнятной – разработчики словно прятались за нагромождением юридических терминов, и общественность с легкостью усмотрела в законе то, чего там сроду не было.

Это и переход к платному образованию в школе (вечная страшилка постсоветской поры), и повальное закрытие ПТУ (закон всего лишь упразднял термин «начальное профессиональное образование» – эдакий антибренд советской поры), и сокращение финансирования сельских школ, и многое другое.

Причем подобные страшилки охотно распространяли не только вечные «крикуны», но и вполне здравомыслящие люди, не то чтобы не нашедшие времени прочитать законопроект (для многих это непосильный труд), а просто оказавшиеся в искаженном информационном поле.

Сделать этих людей своими союзниками, а еще лучше – вовлечь их в работу над законопроектом – стало главной задачей Министерства образования и науки.

Над новым законом трудились сотни экспертов, сменяли друг друга статс-секретари, но эта задача так и оставалась нерешенной.

Коммуникативная компетентность

В феврале 2011 года тогдашний министр Андрей Фурсенко назначил статс-секретарем Игоря Реморенко, никогда не имевшего непосредственного отношения ни к законотворчеству, ни вообще к юриспруденции.

В бывшем красноярском завуче, дослужившемся в министерстве до руководителя образовательного, а затем стратегического департамента, он сумел разглядеть редкую для чиновника компетентность, которую авторы всевозможных образовательных стандартов и программ называют коммуникативной.

Именно она оказалась самой необходимой при организации общественного обсуждения, доработке и согласовании закона с заинтересованными сторонами.

Еще в середине 2000-х в своей книге «Разное управление для разного образования» Реморенко писал, что, быть может, в будущих процедурах проведения ЕГЭ в России появится дискурсивная часть, как в Англии, где выпускник, претендующий на высокую оценку, должен уметь защитить проект перед критически настроенной аудиторией.

Вся его работа в должности статс-секретаря по сопровождению закона до ухода в отставку Андрея Фурсенко, а по большому счету – и в последующие месяцы, когда в ранге замминистра он курировал школьное образование и молодежную политику, но все равно возвращался к своему детищу, стала выполнением такого задания.

Умение дозировать эмоции, юморок к месту, неизменное уважение к любым оппонентам, а главное – отсутствие привычки сыпать наукообразными экономическо-юридическими словечками, когда чем меньше тебя понимают, тем лучше, сформировали его фирменный стиль ведения дискуссий и на парламентских трибунах, и в учительских интернет-сообществах.

Этот стиль в обсуждении закона пытались перенимать другие федеральные и региональные политики – у кого-то получалось, у кого-то не очень, но главное – была задана общая тональность.

Любимец журналистов, продвинутый пользователь социальных сетей, Реморенко на практике доказал, что в обсуждение скучного юридического документа можно вовлечь тысячи людей и реально учитывать их мнения.

И речь идет не просто об обсуждениях на профессиональных площадках, будь то госорганы, экспертные организации или августовские педагогические конференции в регионах. Через Интернет разработчики закона пошли в народ – на специальном сайте в обсуждении закона по особой методике приняли участие более 10 тыс. человек.

«Я вот хочу в своем сообщении Минобр похвалить по процедуре ведения проекта, – написал на одном из форумов известный модератор интернет-дискуссий Евгений Патаракин.

 – Меня просто удивляет и радует, что они так живо, с интересом и не для галочки делают новые версии законопроекта с учетом версий, которые создает и оценивает сетевое сообщество. Это такой пример – как может быть в будущем устроена работа с законами, когда разработчику интересны мнения общества и пользователей».

Однажды я попросил Игоря описать конкретные кейсы – чье мнение по той или иной проблеме было учтено в законопроекте.

Явно ожидая этот вопрос, он открыл в файл в компьютере и с удовольствием начал зачитывать примеры, где наряду с именами образовательных политиков значились никому не известные и с трудом произносимые фамилии и названия населенных пунктов.

Так автором закона «Об образовании» становился народ в самом широком смысле этого слова. «Речь не идет о том, чтобы допустить какие-то группы активных и ранее не замеченных людей к принятию решений, – пояснял Реморенко.

 – Речь о построении принципиально открытых механизмов конструирования решений. Очень трудная задача – как впустить в сложную профессиональную действительность дилетантов, отличить маргиналов от нетривиально мыслящих, деструктивных крикунов – от тех, кто болеет за дело».

Дискуссии с «крикунами» выглядели примерно так. «Вы упраздняете начальное профессиональное образование, закрываете ПТУ и выбрасываете трудных подростков на улицу. – Нет, мы закрываем только плохие ПТУ, а трудные подростки будут получать среднее профессиональное образование в современных учебных центрах».

«Вы закрываете академии. – Нет, никто не собирается ничего закрывать. Просто академиями будут называться учреждения дополнительного профессионального образования». «Не будет лицеев и гимназий. – Нет, будут, просто повышенный статус планируется давать не учреждениям, а образовательным программам».

«Образование в сфере культуры и искусства ущемляют. – Нет, все наоборот, оно получает адекватные формы правового закрепления: впервые в законе фиксируется практика раннего набора детей на программы профессионального образования – например, в балетные школы». «Из закона исключены статьи о решении социальных проблем обучающихся.

– Да, но они переносятся в другие действующие законы».

В конце июля этого года, уходя из министерства, в своем «длинном» твиттере Игорь оставил такую запись: «У нас сложилась неплохая команда, и мы написали новый неплохой закон. Он получился сбалансированным, учитывающим разные интересы… На специальном сайте у нас как-то почти получилось писать его «всем миром».

Вовлекли тысячи людей, удовлетворили множество ожиданий, исправили десятки ошибок. Даже некоторым скептически настроенным юристам понравилось. Жаль, что в Правительстве эта работа была начисто заброшена. Идея «Открытого правительства» никак не движется. Надо было мне вопить по этому поводу, а я презренно молчал».

Жизнь по закону

Хотя в своих выступлениях на только что прошедших по всей стране августовских педагогических совещаниях министр Дмитрий Ливанов не раз повторял, что с 1 сентября 2013 года благодаря вступлению в силу нового закона система образования начинает жить по-новому, это утверждение в значительной степени – красивый лозунг.

Революции не произошло ни в день принятия или подписания закона, ни в день вступления его в силу. Как говорил об этом и сам Игорь Реморенко, отдельным новациям, введенным законом, будь то сетевое взаимодействие, электронное обучение, педагогическая экспертиза, мониторинг качества образования, общественная аккредитация и проч., еще предстоит раскрыться в будущем.

Для кого-то важны те или иные отдельные пункты – например, об отмене всеобщего внеконкурсного поступления в вузы детей-сирот или же о превращении экстерната из формы получения образования в форму аттестации.

А кто-то вспомнит и о том, что некоторые новаторские идеи в закон не вошли – так, правительство не рискнуло предложить законодателям ввести в вузах прикладной бакалавриат в том виде, в каком он описывался в Стратегии-2020.

Попытка суммировать все достижения закона в одном журналистском комментарии явно обречены на неудачу – документ слишком многогранен.

На сайте Минобрнауки в начале 2012 года был размещен текст почти в тридцать страниц, где объяснялось, что было в системе образования до принятия закона, а что будет теперь.

Более актуальна и проста для понимания «супер-мега-секретная презентация по закону “Об образовании в РФ” к новому учебному году» , которую 23 августа вывесил в твиттере Игорь Реморенко, она также есть на сайте Минобрнауки в разделе «Проекты».

Десять наиболее важных, на их взгляд, «новелл» закона выделили коллеги-журналисты из РИА Новости . Показательно, что на первом месте в этом произвольном перечне оказалось сохранение бесплатного школьного образования.

Да, оно сохранено, сомнений нет, но ведь де-юре в прошедшее десятилетие, да и, по большому счету, в «лихие 1990-е» на него никто не посягал – неужели законодатели боролись с ветряными мельницами? Пожалуй что так, но слова о сохранении бесплатного образования приятно слышать всем, пусть даже в советском понимании его давно нет и уже не будет – поборы на навязываемые дополнительные образовательные услуги и прочие сопутствующие образованию расходы в школе остались, несмотря на ее сегодняшнее относительное благополучие.

Как осталось и запрещенное новым законом «внутреннее» репетиторство, когда учитель за деньги занимается репетиторством со своими школьными учениками (пункт, за сохранение которого перед вторым чтением в Госдуме боролась Общественная палата). Искоренить эту беду невозможно – она скрыта от посторонних глаз, слишком велика заинтересованность сторон, и вряд ли когда-либо удастся найти инструменты, чтобы сделать тайное явным.

И если для потребителей образовательных услуг «новеллы» закона – отнюдь не снег на голову, многое уже реализовывалось в прежнем правовом поле, то для управленцев и делопроизводителей системы образования – это, чего греха таить, большая головная боль.

Сотни подзаконных актов федерального, регионального и муниципального уровня должны быть приведены в соответствие с новым законом.

И хотя попытки следовать букве закона простому рядовому родителю могут показаться абсурдными (на одном интернет-ресурсе на полном серьезе объясняется, что с 1 сентября 2013 года детей, которые ходят в школу, нужно называть учащимися, а которые ходят в детский сад – воспитанниками и никак иначе), по-другому огромная система работать не сможет. В ближайшие месяцы и даже годы учебным заведениям предстоит менять вывески, переписывать уставы, корректировать программы, перезаключать договора. Августовские совещания этого года показывают: вопросов на местах больше, чем ответов. При этом речь идет не о направлениях реформирования системы образования – здесь-то как раз векторы ясны, – а о частностях, важных для конкретного учебного заведения или даже для конкретного человека.

«Как в новом Законе регламентируется экспериментальная и инновационная деятельность школы на уровне муниципальной инновационной площадки?» «Какие правовые последствия возникают, если в наименовании школы не будет слова “бюджетное”?» «В каком порядке принимаются в школу экстерны для прохождения промежуточной и итоговой аттестации?» «В нашем дворе размещено рекламное объявление “Развивающие занятия: первые шаги”. Является ли такая деятельность образовательной и подлежит ли лицензированию?» Это лишь малая часть вопросов, которые поступают на портал «О реализации Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», созданный Институтом образования ВШЭ по заказу Минобрнауки. На портале группа юристов во главе с заместителем директора института Артемием Рожковым дает он-лайн консультации по нормам закона – задать вопрос и получить ответ может каждый желающий. Кроме того, эти же эксперты проводят бесплатные семинары для специалистов в регионах.

Юристы пошли в народ только после того, как там побывали политики.

Борис Старцев, руководитель редакции образовательных новостей ВШЭ

Автор текста: Старцев Борис Юльевич, 2 сентября, 2013 г. Образование образование Школа

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/1560324.html

История, последствия и особенности Закона РФ «Об образовании»

Закон об образовании когда был принят

В теме раскрыты такие вопросы:

  • Как был принят закон «Об образовании» в РФ.
  • Нормативные последствия принятия закона.
  • Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации.

История принятия закона «Об образовании» в РФ

Последний закон «Об образовании» №273-ФЗ был принят 2012 года в декабре. Новый закон «Об образовании» был принят тогда, когда старый закон стал неподходящим под потребности современного общества и систему образования. Был виден большой разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее возможностями.

Законодательная база имела недочеты и не охватывала разные новые направления и явления в обучении. Выделяют такие направления, которые не охватывались:

  • Ресурсы в электронном виде.
  • Платные услуги в образовании.
  • Взаимодействие образовательных и других организаций.
  • Работа негосударственных образовательных учреждений.
  • Административные запреты по старому закону.
  • Статус образовательных программ.

Введение закона «Об образовании» в РФ – это сложный процесс. Обсуждение концепции, предложения и замечания начали обговариваться с декабря 2010 года. В августе 2011 года на специальном собрании работниками сферы образования был согласован новый закон.

Затем был передан в Государственную Думу, где продолжились обсуждения. Коммунистами был предложен законопроект «О народном образовании», который стал неудачным. Он был отклонен по причине недостачи региональных бюджетов. Также он не учитывал новое образование в стране.

Закон «Об образовании» был принят на третьем чтении в декабре 2012 года Государственной Думой.

Нормативные последствия принятия закона

Принятие закона прекратило функционирование более ста нормативных актов РСФСР и РФ. Основным стал Федеральный закон «Об образовании» №273, который регламентировал правовую сторону системы образования.

Чтобы привести к соответствию уже существующие нормативные акты, был принят закон №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (определенных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании» в РФ» Государственной Думой в 2013 году.

Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации

Закон позволил исправить недостатки в правовом поле системы обучения. На рисунке возможно увидеть отношения сферы образования, регулируемые законом.

Замечание 1

Главным преимуществом нового закона стала возможность регулирования содержания образования. На законодательном уровне были установлены определённые требования к стандартам и программам обучения.

Были четко регламентированы взаимоотношения, обязанности и права участников образовательного процесса. Права граждан практически не изменились. Была только отмена ограничения на оплату в дошкольных учреждениях.

В новом законе присутствовали такие уровни общего обучения:

  • Дошкольное обучение.
  • Начальное общее обучение.
  • Основное общее обучение.
  • Среднее общее обучение.

По закону «Об образовании» дошкольное обучение входило в структуру общего обучения. Поэтому финансирование дошкольных учреждений проходило также, как и школьное. Некоторые финансы были возложены на субъекты Российской Федерации, а некоторые – на муниципалитеты. Такие действия принесли хорошие результаты.

Закон охватывал и дополнительное образование, которое делилось на три больших категории:

  • Дополнительное образование для детей.
  • Для взрослых.
  • Дополнительное профессиональное образование.

Замечание 2

Важной особенностью такой редакции закона было наличие дополнительного образования для взрослых. Такая группа предполагала наличие программ обучения, которые развивали взрослую личность.

По закону (часть 2, статья 3) Правительство Российской Федерации должно каждый год предоставлять Федеральному Собранию доклад о деятельности государственной политики в сфере образования и размещать информацию на официальном сайте в интернете.

Был снят и закрыт вопрос получения религиозного или теологического обучения и изучения духовной культуры, про что пишется в 87 статье закона. Программы на тему духовного и нравственного обучения должны были проходить экспертизу в централизованной религиозной организации. Они должны были подходить под нормы содержания вероучения, исторических и культурных традиций существующей организации.

Разрабатывались новые программы обучения на основе ФГОС. После экспертизы такие программы входили в реестр примерных образовательных программ (ОПП). Такой реестр считается частью государственной информационной системы.

Про применение сетевых форм реализации образовательных программ идётся в 15 статье закона. В 16 статье выделяются вопросы реализации этих программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий обучения. Такие статьи полагались на современное общество.

Про проведение независимой оценки качества обучения речь шла в статье 95.

90-е года 20 столетия стали не самыми удачными для сферы издания учебников. В статье 18 был расписан порядок отбора организаций, которые выпускали учебники. В ранних актах обязанностям обучающихся было уделено недостаточно внимания.

На сегодня, в статье 43 закона «Об образовании» чётко расписаны обязанности и ответственность обучающихся.

Ученики должны добросовестно изучать образовательную программу, делать самостоятельный учебный план, посещать занятия, которые предусмотрены учебным или индивидуальным планом, выполнять задания, данные педагогами в рамках программы образования. В законе употребляются разные определения терминов «учащийся» и «обучающийся».

Определение 1

Учащийся – это особа, которая осваивает программу начального общего, основного общего или среднего общего обучения, и дополнительную общеобразовательную программу.

Обучающийся – это особа, которая осваивает любую программу образования.

По этой причине учеников школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений считают учениками.

К обучающимся относят детей, которые посещают образовательные комплексы – школы и дошкольные учреждения. Родители имеют право получать всю информацию об обследованиях учеников, что подтверждает статья 44. Также родители могут отказаться от подобных исследований.

Определенный уровень заработной платы определен в законе №273-ФЗ. Такая плата должна быть не ниже средней заработной платы в субъекте РФ. В зависимости от продолжительности рабочего времени определены льготы. В рабочее время входит не только учебная деятельность, о и воспитательная, индивидуальная, творческая и исследовательская работа.

Академические права и свободы, ответственности и обязанности педагогов указаны в статьях 47 и 48.

Закон «Об образовании» должен показывать современную картину в сфере образования и чётко её регламентировать. Со времен закон может совершенствоваться и меняться.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obrazovatelnaja-sistema-rossii/prinjatie-zakona-rf-ob-obrazovanii/

Территория права
Добавить комментарий